Главная » Статьи » Интересные статьи на тему агробизнеса » Менеджмент аграрных предприятий |
В условиях рыночной экономики, в отличие от централизованного управления, где основными мотивационными факторами развития предприятия были план и централизованные капиталовложения или долгосрочные государственные кредиты, которые в большинстве случаев не возвращались, мотивы развития обусловятются внутренними и внешними факторами деятельности предприятий. Управления центрами ответственности направлено на активизацию внутренних организационно-экономических факторов эффективности. С этой целью необходимо организовать эффективную систему внутрихозяйственного учета, планирования, организации, мотивации и контроля, используя положительный опыт работы сельскохозяйственных предприятий в условиях внутрихозяйственного расчета и рыночной экономики по внедрению системы управления затратами и бюджетирования. Прочной основой этого является внедрение в сельском хозяйстве Украины Национальных стандартов (положений) бухгалтерского учета. Новые подходы в организации бухгалтерского учета позволяют органично соединить его с системой управления затратами. Конечно, это будет иметь непосредственное влияние на организацию внутрихозяйственных экономических отношений и их составляющие. В частности, это касается таких направлений: Себестоимость реализованной продукции определяется на основании производственных затрат, а затраты на сбыт и управление предприятием относятся непосредственно на финансовые результаты. При таком подходе есть возможность органично соединить результаты работы подразделений и предприятия, не нарушая принципа контролируемости расходов в пределах центра ответственности. Обособленный учет расходов и доходов внедряется по сферам деятельности. По организационного обособления производственных и сбытовых подразделений обеспечивается дифференцированный подход в оценке их результатов. По новому плану счетов вся производственная деятельность сельскохозяйственного предприятия учитывается на едином 23-м счете в отличие от 20, 23, 24, 29 и 31-го по старому плану счетов. Такие изменения обеспечивают предприятиям возможность самостоятельно определять объекты учета в соответствии с организационной структуры внутрихозяйственного экономического механизма и МВЗ. Однако изменения в ведении бухгалтерского учета собой лишь благоприятный экономико-правовую среду для функционирования внутрихозяйственного экономического механизма на основе центров ответственности. Формирование этого механизма является прерогативой каждого предприятия. Исходным условием здесь выступает построение организационной схемы формирования затрат и доходов, в которой определяется место каждого подразделения в достижении финансовых результатов предприятия. Совокупность затрат по центрам ответственности и другими производственными и обслуживающими подразделениями предприятия образует производственные затраты в целом по предприятию, на основании которых определяется производственная себестоимость продукции, работ и услуг. Она, в свою очередь, формирует себестоимость реализованной продукции, а финансовым результатом основной деятельности является разница между суммой реализации и себестоимостью реализованной продукции, куда входят также административные и сбытовые расходы. Бюджетирование как составная внутрихозяйственного экономического механизма можно разделить на две части. Первая - это разработка стандартов (норм, нормативов) затрат технологических материалов и ресурсов, составление повышенных норм производственных затрат на их статьями по технологиям производства продукции и осуществление работ. При этом следует отметить, что когда речь идет об использовании ресурсов в их физическом смысле, то используют термин «затраты» ресурсов, материалов (кормов - центнеров кормовых единиц, семена - килограммов, бензина и дизельного топлива - литров, времени - человеко-часов и т.п. ), а термин «затраты» касается использования ресурсов в стоимостном выражении (кормов - грн, семена - грн, дизельного топлива - грн, оплаты труда - грн т.п.). Вторая составляющая бюджетирования - это собственно разработка самих бюджетов на основе первичной нормативной базы как первой составляющей бюджетирования. К основным видам бюджетов следует отнести: производственные бюджеты по центрам ответственности (в растениеводстве, животноводстве, обслуживающих подразделениях, промышленных и перерабатывающих отраслях), бюджеты движения наличности, частичные бюджеты, общий бюджет хозяйства. Кроме этих основных видов бюджетов в центрах ответственности могут состоять другие, вспомогательные бюджеты, такие как бюджет продаж, бюджет сбытовых расходов, бюджет административных расходов, бюджет финансовых результатов и т.п. Задача вспомогательных бюджетов заключается в детализации отдельных составляющих основных бюджетов, их анализе и подготовке информации к составлению основных бюджетов, а также обеспечении связи с бухгалтерским учетом по Национальным стандартам (положениями). Производственный бюджет отражает поквартальный (помесячный) план использования производственных ресурсов и производства продукции (осуществления работ, услуг) по центрам ответственности и производственными подразделениями в натуральном и стоимостном выражении с разделением затрат на постоянные, переменные, прямые, накладные, наличные и безналичные, релевантные и нерелевантные. Такая дифференциация затрат необходима для принятия управленческих решений относительно ресурсов, продукции и контроля текущих отклонений от запланированных в бюджете величин. В отличие от хозрасчетных задач подразделений производственные бюджеты детализированные по видам затрат и периодами. Они являются не только расчетом конечных результатов деятельности подразделений. Их первоочередная задача - создание информационной базы для внутрихозяйственных экономических Для нетоварной части продукции производственных подразделений, Отдельно необходимо рассмотреть применение рыночных цен при определении результатов работы центров ответственности, ведь от них зависит материальное стимулирование работников. Известно, что эффективность производства отдельных видов продукции и услуг различна по независящим от производителя причинам. В такой ситуации мотивация к повышению эффективности производства в заранее убыточных производствах теряется. И наоборот, при значительной положительной разницы между ценой и себестоимостью создаются неадекватные условия материального стимулирования. Рыночные цены на продукцию и услуги вспомогательных и обслуживающих подразделений целесообразно использовать в расчетах с другими подразделениями. Такой вариант трансфертного ценообразования обеспечивает нивелирование влияния негативных результатов деятельности вспомогательных и обслуживающих подразделений на формирование расходов других подразделений. Он согласуется с концепцией соответствия сферы контроля и пределы ответственности. При этом следует подчеркнуть, что себестоимость, исчисленная на основе трансфертных цен, имеет расчетный характер и поэтому отличается от фактической. Определенные таким образом производственные затраты могут использоваться с целью установления размера материального стимулирования. Рассчитанные на основании производственного бюджета показатели себестоимости по прямым, накладными, постоянными и переменными издержками служат для расчета валовой прибыли подразделения. Бюджеты движения наличности составляются с целью помесячной контроля за наличными расходами и доходами. Таким образом, оценка деятельности центров ответственности основывается на сравнении фактических данных и плановых показателей, определенных в бюджетах. | |
Категория: Менеджмент аграрных предприятий | Добавил: Oleg200411 (13.02.2011) | |
Просмотров: 1698 |
Всего комментариев: 0 | |