магазин не работаетмагазин не работает 900 - 2000
Соц. сети:
tBf
  • Главная
  • Гербициды
  • Фунгициды
  • Инсектициды
  • Протравители
  • Прочее
  • Главная » Статьи » Интересные статьи на тему агробизнеса » Менеджмент аграрных предприятий

    Составляющие внутрихозяйственных экономических отношений
    В условиях рыночной экономики, в отличие от централизованного управления, где основными мотивационными факторами развития предприятия были план и централизованные капиталовложения или долгосрочные государственные кредиты, которые в большинстве случаев не возвращались, мотивы развития обусловятются внутренними и внешними факторами деятельности предприятий.

    Управления центрами ответственности направлено на активизацию внутренних организационно-экономических факторов эффективности. С этой целью необходимо организовать эффективную систему внутрихозяйственного учета, планирования, организации, мотивации и контроля, используя положительный опыт работы сельскохозяйственных предприятий в условиях внутрихозяйственного расчета и рыночной экономики по внедрению системы управления затратами и бюджетирования. Прочной основой этого является внедрение в сельском хозяйстве Украины Национальных стандартов (положений) бухгалтерского учета. Новые подходы в организации бухгалтерского учета позволяют органично соединить его с системой управления затратами. Конечно, это будет иметь непосредственное влияние на организацию внутрихозяйственных экономических отношений и их составляющие. В частности, это касается таких направлений:

    Себестоимость реализованной продукции определяется на основании производственных затрат, а затраты на сбыт и управление предприятием относятся непосредственно на финансовые результаты. При таком подходе есть возможность органично соединить результаты работы подразделений и предприятия, не нарушая принципа контролируемости расходов в пределах центра ответственности.

    Обособленный учет расходов и доходов внедряется по сферам деятельности. По организационного обособления производственных и сбытовых подразделений обеспечивается дифференцированный подход в оценке их результатов.

    По новому плану счетов вся производственная деятельность сельскохозяйственного предприятия учитывается на едином 23-м счете в отличие от 20, 23, 24, 29 и 31-го по старому плану счетов. Такие изменения обеспечивают предприятиям возможность самостоятельно определять объекты учета в соответствии с организационной структуры внутрихозяйственного экономического механизма и МВЗ.

    Однако изменения в ведении бухгалтерского учета собой лишь благоприятный экономико-правовую среду для функционирования внутрихозяйственного экономического механизма на основе центров ответственности. Формирование этого механизма является прерогативой каждого предприятия. Исходным условием здесь выступает построение организационной схемы формирования затрат и доходов, в которой определяется место каждого подразделения в достижении финансовых результатов предприятия.

    Совокупность затрат по центрам ответственности и другими производственными и обслуживающими подразделениями предприятия образует производственные затраты в целом по предприятию, на основании которых определяется производственная себестоимость продукции, работ и услуг. Она, в свою очередь, формирует себестоимость реализованной продукции, а финансовым результатом основной деятельности является разница между суммой реализации и себестоимостью реализованной продукции, куда входят также административные и сбытовые расходы.

    Бюджетирование как составная внутрихозяйственного экономического механизма можно разделить на две части. Первая - это разработка стандартов (норм, нормативов) затрат технологических материалов и ресурсов, составление повышенных норм производственных затрат на их статьями по технологиям производства продукции и осуществление работ. При этом следует отметить, что когда речь идет об использовании ресурсов в их физическом смысле, то используют термин «затраты» ресурсов, материалов (кормов - центнеров кормовых единиц, семена - килограммов, бензина и дизельного топлива - литров, времени - человеко-часов и т.п. ), а термин «затраты» касается использования ресурсов в стоимостном выражении (кормов - грн, семена - грн, дизельного топлива - грн, оплаты труда - грн т.п.).

    Вторая составляющая бюджетирования - это собственно разработка самих бюджетов на основе первичной нормативной базы как первой составляющей бюджетирования. К основным видам бюджетов следует отнести: производственные бюджеты по центрам ответственности (в растениеводстве, животноводстве, обслуживающих подразделениях, промышленных и перерабатывающих отраслях), бюджеты движения наличности, частичные бюджеты, общий бюджет хозяйства. Кроме этих основных видов бюджетов в центрах ответственности могут состоять другие, вспомогательные бюджеты, такие как бюджет продаж, бюджет сбытовых расходов, бюджет административных расходов, бюджет финансовых результатов и т.п. Задача вспомогательных бюджетов заключается в детализации отдельных составляющих основных бюджетов, их анализе и подготовке информации к составлению основных бюджетов, а также обеспечении связи с бухгалтерским учетом по Национальным стандартам (положениями).

    Производственный бюджет отражает поквартальный (помесячный) план использования производственных ресурсов и производства продукции (осуществления работ, услуг) по центрам ответственности и производственными подразделениями в натуральном и стоимостном выражении с разделением затрат на постоянные, переменные, прямые, накладные, наличные и безналичные, релевантные и нерелевантные. Такая дифференциация затрат необходима для принятия управленческих решений относительно ресурсов, продукции и контроля текущих отклонений от запланированных в бюджете величин. В отличие от хозрасчетных задач подразделений производственные бюджеты детализированные по видам затрат и периодами. Они являются не только расчетом конечных результатов деятельности подразделений. Их первоочередная задача - создание информационной базы для внутрихозяйственных экономических
    ных отношений и принятия управленческих решений.

    Для нетоварной части продукции производственных подразделений,
    а также для обслуживающих и вспомогательных подразделений необходимо определять условные показатели дохода (прибыли). Для этого устанавливается ориентировочная рыночная цена на продукцию (услуги). Сравнение производственной себестоимости в части переменных затрат и цены является основанием для принятия решений о целесообразности производства. Таким аккумулятивным результативным показателем целесообразности производства выступает валовой или маржинальный, прибыль (разница между выручкой от реализации и суммой переменных производственных
    расходов).

    Отдельно необходимо рассмотреть применение рыночных цен при определении результатов работы центров ответственности, ведь от них зависит материальное стимулирование работников. Известно, что эффективность производства отдельных видов продукции и услуг различна по независящим от производителя причинам. В такой ситуации мотивация к повышению эффективности производства в заранее убыточных производствах теряется. И наоборот, при значительной положительной разницы между ценой и себестоимостью создаются неадекватные условия материального стимулирования.

    Рыночные цены на продукцию и услуги вспомогательных и обслуживающих подразделений целесообразно использовать в расчетах с другими подразделениями. Такой вариант трансфертного ценообразования обеспечивает нивелирование влияния негативных результатов деятельности вспомогательных и обслуживающих подразделений на формирование расходов других подразделений. Он согласуется с концепцией соответствия сферы контроля и пределы ответственности. При этом следует подчеркнуть, что себестоимость, исчисленная на основе трансфертных цен, имеет расчетный характер и поэтому отличается от фактической. Определенные таким образом производственные затраты могут использоваться с целью установления размера материального стимулирования.

    Рассчитанные на основании производственного бюджета показатели себестоимости по прямым, накладными, постоянными и переменными издержками служат для расчета валовой прибыли подразделения. Бюджеты движения наличности составляются с целью помесячной контроля за наличными расходами и доходами.

    Таким образом, оценка деятельности центров ответственности основывается на сравнении фактических данных и плановых показателей, определенных в бюджетах.

    Категория: Менеджмент аграрных предприятий | Добавил: Oleg200411 (13.02.2011)
    Просмотров: 1680
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    ©